Крупнейший производитель титана, российская компания "ВСМПО-Ависма", контролирует около четверти мирового рынка этого легкого и прочного металла, востребованного в авиационной, химической и энергетической промышленностях. Как отметил в интервью РИА Новости основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков, РФ продает "не просто материал, а заготовки, целые детали или даже системы ключевых элементов воздушного судна, таких как элементы шасси".
Из-за санкций США и ЕС сотрудничество с Airbus и Boeing приостановилось. Но прямого запрета на импорт российского титана Запад не вводит. В первой половине 2024 года западные страны заплатили России 264,9 миллиона долларов за титан. Германия импортировала титана из РФ на 193,6 миллиона долларов, Великобритания — на 22,7 миллиона, Франция — на 15,1 миллиона, Испания — на 4,4 миллиона, Бельгия — на 2,2 миллиона, и Словакия — на 99,2 тысячи долларов. Такие сведения приводит платформа ООН Comtrade.
На прошлой неделе президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность введения ограничений на экспорт ценных ресурсов, включая титан, уран и никель. Это связано с санкциями и попытками Запада ограничить торговлю с Россией, пояснил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
"В США есть собственное производство, более-менее способное удовлетворить внутренний спрос, но в Европе практически ничего нет", — сказал РИА Новости Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт. По его словам полный аналог российского титана пока не найден: например, китайский титан отличается высоким уровнем примесей, что делает его опасным для использования в авиации.
Андрей Патраков добавил, что смена поставщиков сопряжена с потерями в качестве и является сложным и длительным процессом. В России и Boeing, и Airbus годами налаживали производство комплектующих и систему контроля качества, что прочно встроило российскую "ВСМПО-Ависма" в глобальную цепочку поставок.